Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Историческая тема в русской литературе (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Рецензия на книгу Ч. Т. Айтматова «И дольше века длится день»
Анализ стихотворения А. Твардовского «В тот день, когда окончилась война...»
Романы-метафоры (по произведениям «И дольше века длится день» и «Плаха» )
Романы-метафоры (по произведениям «И дольше века длится день» и «Плаха» )
Сочинения по произведению "И дольше века длится день... (Буранный полустанок)" (Айтматов Ч.):
Месяц в деревне
Троянской войны не будет
«В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь...» (по рассказу «Гадюка» )
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала»)
Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)
Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Времена года в поэзии А. Пушкина
Статьи
Поиск
Весна

Весна

Название третьего месяца года - март - пришло в русский язык от византийцев. В старину этот месяц назывался «сухым» и «березозолом», а первый день марта - «новичком», потому что вплоть до начала XV в. март был первым месяцем года.

Март связан в народном сознании прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным праздником. В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по-весеннему, и в это время первых оттепелей русский народ празднует беспутную-«соромную» неделю, предшествующую Великому посту. Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини плодородия - веселой красавицы Лады, которая отправлялась на поиски усыпленного зимой-Мораной своего возлюбленного Леля - бога месяца мая. Лада шла, окруженная многочисленными веселыми, добрыми и проказливыми спутниками полубожественного, полусмертного происхождения, а злую зиму-Морану сопровождали духи тьмы, холода и бед.

Красавица Лада и стала Масленицей, справляющей языческую тризну по умирающей зиме и всем «прежде почившим». Вся Масленичная неделя связана с поминовением родителей, что выражается в обычае печь блины, являвшиеся необходимой принадлежностью поминок. «Первая оттепель - вздохнули родители», - говорилось в старину. Первый испеченный масленый блин клали на окошко - для родителей, приговаривая при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок!»

На Масленицу издавна существовала традиция строить из снега и льда снеговиков, возводить снежные крепости, кататься на санках с гор.

В первый день Масленицы - понедельник - встречали праздник. Масленицу, наряженную и разукрашенную лентами и тряпками, возили по деревне, снаряжая целый поезд из саней.

Вторник назывался «заигрышами» - народ играл и веселился, развлекаемый бродячими скоморохами. Специально возведенные «снежные городки» брались приступом, а иногда устраивались и кулачные бои «стенка на стенку», что доставляло удовольствие и зрителям, и даже самим участникам.

В масленичную среду - «лакомку» начиналось великое объедение, а в четверг все съеденное «запивалось», шел самый широкий разгульный день, который назывался «разгуляй-четверг» или «широкий четверг».

Пятница называлась «тещины вечерки» - в этот день зятьям полагалось навещать тещ. Суббота считалась «золовкиными посиделками» (невестки приглашали к себе золовок). Оба эти дня в народе посвящены хождению по родне.

Но - «не все коту Масленица» - наступало воскресенье, последний день Масленицы, имевший несколько названий: «проводы», «прощание», «прощеный день». На проводах сжигалось чучело зимы-Мораны. После народ расходился по домам, и начиналось «прощанье» - обряд, сохранившийся и до нашего времени. Просили прощения и прощали других родные, знакомые, первые встречные. Обряд этот связан и с христианской традицией, известной с ХVII столетия - Прощеным воскресеньем. В «прощеный день» справлялись и поминки по родителям, которых не забывали всю праздничную неделю. Для тех, кто не успевал нагуляться за неделю, существовала «немецкая масленица». Так говорят в народе об опохмеляющихся в чистый понедельник. «Широка река Маслена, затопила и Великий пост!» - говорилось о тех, кто доедал в первый постный день оставшиеся после праздника кушанья и «полоскал рот» недопитым вином.

По народным приметам, если в воскресенье перед началом Масленичной недели будет ненастье, то летом можно ждать большого урожая грибов.

Второй весенний месяц называется апрелем неслучайно: по народному поверью, в апреле земля преет. «Март пивом, а апрель водою славится», - говорят в народе. В апреле снег тает уже неостановимо, как неостановим приход настоящей весны, с теплом, свежей зеленью. «Начало апреля в снегу, конец - в зелени», - говорят об этом месяце.

Раньше на Руси этот месяц назывался «пролетником», так как предвещал скорый приход лета; у поляков он носил название «кветень»; чехи и словаки именовали апрель «дубень». В Древней Руси он был вторым месяцем; позже, до 1700 года, он считался восьмым, а после реформы Петра I стал четвертым по счету.

Приход настоящей весны связан прежде всего с радостным праздником Благовещения.

День Благовещения, отмечаемый 7 апреля, сопровождался многочисленными суевериями, многие из которых возникли еще в языческие времена и позже были перенесены на христианский праздник. Считается, например, что если в Благовещение от утра до полуночи назвать мужа сорок раз «милый», весь год муж будет любить и холить.

Не случайно этот праздник называют днем семейной любви. В Благовещение не занимали в долг, чтобы не поставить хозяев в неловкое положение. Считалось, что тот, кто в Благовещение отдавал из дома, тратил на чужих семейный покой и мир.

Некоторые черты древних языческих богинь - Живы, Лады, Фреи, Девы-Зори, Гольды - слились с христианскими понятиями о Богоматери. Поэтому Дева Мария в народном сознании - как древняя Дева-Зоря - выводит на небо ясно солнышко, изгоняя с земли ночную тьму.

Благовещение - последний праздник, завершающий зиму и начинающий весну. К нему готовились, соблюдая особенные обычаи. Прежде всего, отмечали «двенадцать великих пятниц», упоминаемых и в языческом почитании богини Фреи. Эти «пятницы» стоят перед самыми большими праздниками, особо чтимыми в народе. «Первая великая пятница» приходится на первую неделю Великого поста. В эту пятницу «убил брат брата камением», поэтому тот, кто будет поститься, «охранит себя от напрасного убийства». Во «вторую великую пятницу воплотился сам Иисус Христос Святым духом в Мать Пресвятую Богородицу; кто проведет эту пятницу в посте и молитве, от внутренней скорби сохранен будет». Кроме того, «вторая великая пятница» охраняет от бедности, от плотской похоти и дьявольского искушения. Особенно чтится «Благовещенская Пятница» у раскольников. Она является в их воображении совершенно особым, одушевленным и обладающим чудотворной силой существом (святою Пятницею). На пятницу не положено работать, потому что «кто не чтит благовещенскую пятницу, у того всякое дело будет пятиться». В Благовещение принято не только не работать, но и с огнем не засиживаться: «Кто не чтит Благовещения, с огнем за работой сидит, - у того в это лето убьет молнией близкого человека». Благовещенскую просфиру хранили иногда целый год: считалось, что ею можно лечить болезни.

В Благовещение не советовали слишком усердно расчесывать волосы: верили, что от этого будет лезть волос. «Птица в этот день гнезда не вьет, девица косу не плетет».

Красные круги вокруг солнца в этот день предвещают богатый урожай. Какая погода будет на Благовещение, такой же ждать и на Светлое Христово Воскресение.

Пятый месяц года раньше именовался «травень» и «цветень» и считался одним из самых тяжелых месяцев в году. Не случайно считалось, что в мае нельзя устраивать свадьбы, иначе придется маяться не один месяц в году, а всю жизнь: «Женишься в мае - спокаешься, всю жизнь промаешься». Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали особые приметы и обычаи.

В последний день апреля отмечали: если небо ясное, день солнечный, значит, последний весенний месяц и даже все лето будет хорошим. Но даже если еще в апреле на деревьях появились первые зеленые листочки, в мае обязательно ждут холодов и заморозков

Первый день третьего весеннего месяца - 1 мая - отмечается как праздник. Однако эта традиция началась не с празднования Международного дня солидарности трудящихся, а гораздо раньше: в петровские времена. В Москве на Немецкой слободе в этот день устанавливали для торговли «немецкие столы» и разбивали «немецкие станы». Позже горожане переняли эту традицию: 1 мая стал «народно-городским» праздником для мещан, посадских, купцов.

2 мая - день преподобных Трифона и Никифора, а на следующий день - 3 мая, - по старинному обычаю, принято было «окликать родителей». На утренней заре все женщины собирались и шли на кладбище, на могилы своих родителей и родственников, и начинали причитать - звать их. И во времена язычества, и в христианской традиции родители всегда почитались особо, поэтому после их смерти, по народному причету, «пустел высок терем, глох широк двор; не цвели в широком поле цветы лазоревы, не красно росли дубы в дубровушках». Плакальщицы призывали своих умерших родителей: «Встаньте-пробудитесь, поглядите на своих детушек, выгляньте на нас, сирот, из своих домков, да потешьте словом ласковым!»

На следующий день после окликания родителей, в день святого мученика Прокула, существовал обычай проклинать нечистую силу, которая пыталась вернуть холода на землю.

Тепло было необходимо огородникам: ведь 5 мая, в день святого апостола Луки, советовали высаживать на грядки лук. «Лук от семи недуг!» - говорили о нем и добавляли: «Лук - татарин: как снег сошел, так он и тут!» В этой пословице, скорее всего, отражена народная память о весенних набегах крымских и ногайских татар, которые появлялись со стороны степи вместе с первой травой. От этих набегов охраняли русскую землю запорожские казачьи конные караулы, ставившиеся по всем рубежам России.

Следующий день посвящен памяти великомученика Георгия Победоносца - Егорий (Юрий) весенний (в отличие от ноябрьского Юрьева дня) празднуется 6 мая. На Егория существовало множество обычаев. Например, у молодежи в этот день принято было выбирать самого красивого парня - «Зеленого Егора» - и обвешивать его зелеными венками, а на голову класть большой пирог, украшенный цветами. После чего, совершив обход по деревне и полям, молодые люди разводили костер, усаживались вокруг него и с песнями начинали делить пирог. Та из девушек, которой досталось в пироге больше начинки, осенью должна выйти замуж.

В Прикарпатье в этот день пекут пироги в форме барашков. В Литве у входов в церкви продают маленькие фигурки лошадей, коров и овец из воска или специального теста.

После Саевина дня - 7 мая - отмечают день памяти святого евангелиста Марка (8 мая), с которым связан обычай ловить чижей.

Это интересно

месяц, Благовещение, будет, родителей, праздник, связан, пятницу, последний, после, всего, назывался, народе, своих, неделю, Благовещения, народ, святого, принято, После, говорят, Разное