Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
"Теркин - кто же он такой?" (По поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин")
Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?
Сцена объяснения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 23, часть третья, том второй)
Между собакой и волком
Между Богом и Дьяволом (По произведениям Ф.М.Достоевского)
Повести «Лицом к лицу» Ч. Айтматова и «Живи и помни» В.Распутина
Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым.
Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».)
"Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством..." В.О.Ключевский. (По произведениям русской литературы. - А.А.Фет. Лирика.)
"Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством..." В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы. - К. Г. Паустовский. "
Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза»
Проблемы нравственности (По повести Распутина «Пожар»)
Историческая тема в русской литературе (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Историческая тема в русской литературе (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Историческая тема в русской литературе (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Статьи
Поиск
Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Василий и Василиса»

Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Василий и Василиса»

Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером. У остальных же кажущаяся мягкость — это в действительности просто слабость. Ф. де Ларошфуко

Валентин Григорьевич Распутин — один из писателей, который рассказывает о проблемах села. Он родился в деревне Усть-Уда Иркутской области. Детство провел в селе Атаманов-ка, расположенном близ Ангары. Деревенское детство сильно повлияло на Распутина, и основой его прозы были не городские противоречия, а проблемы деревни.

В повести “Василий и Василиса” основным предметом изображения является раскрытие сущности деревенской жизни, отношений, складывающихся между односельчанами. Основной проблемой стоит вопрос не мирового масштаба, а обыденные социальные отношения между людьми. Автор пытается показать на примере главных героев нравственную проблему души всего крестьянства в стране.

Василий — обыкновенное русское имя, которое может иметь любой сельский парень. Василиса — имя сказочное, его можно встретить в русских народных сказках и былинах. Василиса Прекрасная, Василиса-царевна и т. д. Этими исконно русскими именами автор хотел показать, что на их месте могут быть и другие обыкновенные люди, что таких же деревень тоже много.

Знакомство с главным действующим лицом начинается со строк: “Вот уже почти тридцать лет Василий живет в амбаре, среднем среди трех, стоящим одной постройкой”. Недаром Распутин делает акцент на слово “средний”. На протяжении всего произведения Василий занимает среднюю позицию: его бросила жена, но он не ушел, он остался жить в своем амбаре, но, с другой стороны, и не делал попыток вернуться к ней. Правильна ли эта золотая середина? О героине мы узнаем из начала повести: она никому не доверяет и делает всю работу сама, поздно ложится и рано встает, она верит в Бога и все время вздыхает: “Вздохи у нее имеют множество оттенков — от радости и удивления до боли и страданий”. Весь ее день расписан не по часам, а по самоварам: “Первый самовар, второй, третий...” Причиной ее конфликта с мужем была потеря ребенка, в которой был виноват пьяный Василий. Уже тридцать лет они живут в соседних домах, каждый день видятся, но между ними потеряно звено взаимопонимания: “Будто не видят друг друга... и только каждый из них знает о присутствии другого”. Связующим элементом между ними автор ставит их сына Петра. Петр — “среднее” между матерью и отцом. Он не любит тайгу, как Василий, мать называет его “отиком”, хотя он и не является неисправимым лентяем. Он поставлен связным компонентом между родителями.

Переломным эпизодом в сюжете и во взаимоотношениях Василия и Василисы писатель делает свадьбу Василия на приезжей швейке Александре. Именно она становится тем катализатором, который действует на Василисин характер. Это и подтверждает суета, когда задержавшаяся Александра натыкается на Василису. В этом эпизоде Распутин раскрывает пик накала страстей. Василиса, уверенная в своих силах, неожиданно получает ответ, который ошеломляет ее: “Хочешь выжить меня? Не выйдет! Все равно он с тобой жить не будет... Он мой! Ты ему не нужна, не нужна, не нужна!” После этих слов идет развязка: “Василиса опешила... стала чувствовать себя виноватой”. Героиня задумывается, а права ли она была? Нужно ли ей это было?

Не случайно автор заканчивает свое произведение сценой прощания. Ведь Василиса верит в Бога, и по законам христианства она должна мужа простить. Осознав, что он наделал, поняв свою вину, он понимает состояние Василисы. А поняв ее, ему уже нечего делать на этом свете, и он умирает.

Распутин умело использует монологи героев для более полного раскрытия их образов и метаморфоз, происшедших за все время повести. Например, Василиса в начале повести обращается с сыном ласково, по-матерински, ближе к концу, когда Петр принимает сторону отца и его новой жены, Василиса относится к нему неласково, нервозно. Василий говорит сыну, чтобы он не продавал ружье, чтобы о нем осталась память, следовательно, он считает, что достоин того, чтобы о нем вспоминали. Писатель показывает, как в деревню пришли новые времена, новые возможности, а она живет по старым законам.

При чтении повести мне сразу же вспомнился “певец русской земли” С. А. Есенин. Хотя их и разделяет полувековой период, но оба автора рассказывают о судьбе деревни. В образе Василисы я узнал Катерину из “Грозы”. Но только если Катерина борется с “домостроевским” обществом Кабанихи, то Василиса собирает в себе бунтарский дух всех крестьянских жен, угнетенных беззаконием системы. Хотя эта повесть и неактуальна в сегодняшнее время, но все равно она оставит свой след в истории русской литературы.

Это интересно

Василиса, Василий, между, повести, Распутин, Распутина, делает, Василисы, время, повесть, чтобы, только, автор, который, героев, нужна, показать, амбаре, равно, верит, Распутин В.