Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Рецензия на рассказ Л. Петрушевской «Новые Робинзоны»
Рецензия на рассказ Л. Петрушевской «Новые Робинзоны»
Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
Романтизм великого французского писателя
Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?
«В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь
«История одного города» как социально-политическая сатира
Особенности композиции одного из произведений русской литературы X I X века. (И.А.Гончаров. «Обломов».)
Повесть «Капитанская дочка» была написана в очень сложный для Пушкина период жизни – 1833-1836 годы. Ей предшествовала статья «История Пугачева»,
Пейзаж в палитре и слове (пейзажи французского художника Камиля Коро, стихи Сергея Есенина)
Анализ стихотворения А. Твардовского «В тот день, когда окончилась война...»
"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала")
Роман «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина - история России в зеркале сатиры
Сатирическая хроника русской жизни ("История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина)
Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Последний срок»
Статьи
Поиск
Особенности проблематики одного из произведений В.Г.Распутина (Уроки французского).

Особенности проблематики одного из произведений В.Г.Распутина ("Уроки французского").

"Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после".

С такого нравоучительного суждения начинается блестящий рассказ Валентина Распутина "Уроки французского".

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает читателя, как не захватывает иной приключенческий роман современных "писак".

"Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр".

С дотошностью очеркиста Распутин объясняет причины, побудившие мать отпустить сына на самостоятельное житье, о том, как она договорилась со знакомой по этому поводу, о том, как он остался один.

"...а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь".

Столь же детально автор объясняет, сколь трудно жилось в эти послевоенные годы. Но это не дидактические рассуждения, а юмор с легкой ностальгией по голодному, но в чем-то счастливому детству.

"Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не было".

И столь же естественен, художественно полноценен второй пласт повествования — переоценка отношения учительницы к вялому, угрюмому мальчику после того, как она узнала о его проблемах, ее неуклюжие попытки накормить ребенка так, чтоб не задеть его гордости.

Здесь автор человечен и правдив. Без тени фальши, без натяжек показывает он естественные противоречия между героями, проводя незаметную параллель между общими противоречиями города и деревни, их трудное понимание этих противоречий, их постепенное сближение, их общую растерянность от неожиданного поворота отношений.

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с Мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Особенно остро должны чувствовать это обострение те, кто жил и учился в период "торжества коммунизма", когда "неуставные" отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности.

Учительница не могла не знать, что, докопайся до происходящего ее коллеги, "общественность", — волчий билет ей обеспечен. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, абориген Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой - макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот, оказавшийся вовсе не неожиданным финал, который и ставит все точки над i. В рассказе как бы копится нечто недостойное, стыдное для человека, чему противопоставлена чистота городской учительницы французского языка, совсем еще девчонки, и сердце уфюмого, недоверчивого деревенского мальчика открывается перед этой чистотой.

Казалось бы, все то, о чем рассказал писатель, — далекое прошлое. Что нам до него?.. Но рассказ до сих пор свеж, социально горяч. Ведь в нем не только история, случившаяся в давние времена в сельской школе. В нем высшие человеческие ценности”, взвешенные с ювелирной точностью. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Это интересно
Рассказ о литературном герое (по рассказу В.Распутина «Уроки французского»)
Рассказ о литературном герое (по рассказу В.Распутина «Уроки французского»)
Уроки доброты (По рассказу В.Г. Распутина "Уроки Французского")
Уроки французского
"Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством..." В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы. - К. Г. Паустовский. "
Особенности проблематики одного из произведений военной прозы по одному из произведений по выбору (В.Кондратьев. "Сашка").
"Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения" (По повести Э. Хемингуэя "Старик и море")
"Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством..." В.О.Ключевский. (По произведениям русской литературы. - А.А.Фет. Лирика.)
Рассказ Л. Толстого «После бала»
"И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою..." (По одному из произведений И.А.Бунина.)

перед, учительницы, когда, рассказ, после, французского, только, Уроки, объясняет, между, отношения, точностью, автор, рассказа, чтобы, пришлось, городской, новые, писатель, захватывает, Распутин В.