Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века. - А.С.Пушкин. «Пир во время чумы».)
Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
Жизнь человека
Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова
Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения
Образ героического человека в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"
Судьба человека (по рассказам М.А. Шолохова «Судьба человека» и А.И. Солженицына «Матренин двор»)
Как поступить, "если жизнь тебя обманет..."? (Сочинение-миниатюра по стихотворению А. С. Пушкина "Если жизнь тебя обманет...")
Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев. «Царь-рыба».)
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Пушкин. «Метель».)
Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века
Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».)
Статьи
Поиск
Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века.

Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века.

Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник” Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку. И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: “Не было бы граждан — не было бы никакой войны”. С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Айтматов, Астафьев, С Залыгин, В.Распутин. На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее.

“Прощание с Матёрой” — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова “Родина”, “народ”, “родник”, “природа” — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матёра — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Стерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: “Она, жизнь ваша, ишь какие подати берет: Матёру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матёру?!”

Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матёру, любит и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете — это лишить, человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: “Кто ж старое дерево пересаживает?!”

Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул — герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матёры (живет он на острове одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухам, он возвестил: “Мертвых грабят!” Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции “доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем”. Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище - нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, “задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: “А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит?!” Ее поддерживает вся деревня...

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. “Любовь к отеческим гробам” еще А.С.Пушкин назвал основой человеческой нравственности.

В.Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получается, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть В.Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, а, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни. Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матёрой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с “почвой”? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с “прощания с Матёрой”? “Если земля — территория, и только, то отношение к ней соответствующе. Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?” — обращается к своим читателям В.Распутин. И его повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.

Это интересно
Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».)
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь. «Ревизор».)
Тема красоты мира и человека в одном из произведений русской литературы (В.А. Солоухин. "Капля росы").
Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
"Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством..." В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы. - К. Г. Паустовский. "
Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».)
Судьба человека в русской литературе xx века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов)
Судьба человека в русской литературе xx века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов)
Судьба человека в русской литературе xx века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов)

человека, будет, деревни, земли, жизнь, ВРаспутин, только, человек, Дарья, русской, одном, экологии, взаимоотношения, память, воспринимается, писатели, природу, земля, большой, кладбище, Распутин В.