Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.П.Чехов. «Палата № 6».)
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А.Блок. Стихи.)
Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».)
Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь. «Мертвые души».)
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
Тема сострадания и милосердия
Трудный путь матери (по роману М. Горького «Мать»)
Трудный путь матери (по роману М. Горького «Мать»)
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века
Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XX века.
Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века
Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века.
Статьи
Поиск
Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы(Распутин)

Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы(Распутин)

"За свою жизнь старуха рожала много и любила рожать, но теперь в живых у нее осталось пятеро..."

Скромный и вовсе не новый сюжет, обыденный материал — так откуда же ощущение радости, которое оставляет повесть Валентина Распутина? Ну старуха, восемьдесят лет прожила, детей нарожала. В живых остались двое сыновей и три дочери. У младшего, Михаила, который один из всех остался в деревне, она и доживает свой век. Теперь при смерти, и собираются проводить ее в последний путь дети, взрослые уже и совсем разные.

Распутин в своей первой, создавшей ему имя, повести "Деньги для Марии" также не пользовался остросюжетными приемами. Продавщица сельмага ждет ревизии, а товары в те годы было принято иногда отпускать под запись, на доверие, в долг, хоть и была эта практика незаконной. И едет ее муж по родственникам и друзьям в надежде занять деньги, иначе посадят жену.

Да, первая повесть не отличалась особой оригинальностью сюжета, но читалась на одном дыхании, так как вставали за кажущейся простотой сложные и своеобычные характеры русских людей.

Характер старухи Анны принадлежит к тому же социальному типу — типический народный образ деревенской женщины, выдюжившей терпением и трудом и голодное детство, и страшное испытание войной, и неустроенность послевоенных лет. Выстоявшей на всех ветрах — и не загрубевшей, не очерствевшей душой.

Эта внутренняя безмерная доброта и деликатность Анны, почти детская незащищенность, незамутненность нравственной чистоты и человечности без тени сентиментальности переданы в повести.

Смертью, а вернее — жизнью, главной героини проверяется ее дети. Для них смерть матери — высокая трагедия, так как мать уходит из жизни, отдав им все. Для автора же трагедия (или драма) то, что дети ее — Люся, Варвара, Илья, Михаил — не выдержали проверки на человечность. Суровым приговором завершается эта столь скромная по жизненному материалу повесть. Страшно читать о том, как совестится мать, одновременно тихо радуясь последнему счастью, совестится того, что держит детей при себе, отрывая их от важных дел. Как будто могут у них быть дела более важные...

Самое страшное — в тех наигранных, лживых словах, которыми прощаются они с матерью, в глубине души зная, что это последние слова: "И не обижайся на нас. Так надо". Надо не по закону человечности, а по закону суеты. По душевной тупости, внутренней заскорузлости, а проще — недостатку доброты. "Выздоравливай, мама. И не думай ни о какой смерти".

Она не боялась умереть. "Больше тратить в себе ей нечего, выкипела до последней капельки. А что, спрашивается, видела она в своей жизни? Всегда одно и то же: теребили о чем-нибудь ребятишки, дичала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе — вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и душе красоту земли и неба".

Повесть кончается печально: дети разъехались, а мать сразу после их отъезда умерла. Срок был последним и кратким. А дети... что ж, такова жизнь.

Но протест против такого конца в душе каждого читателя. Высокая нравственная чистота восьмидесятилетней матери и душевная черствость ее великовозрастных детей — страшный контраст, который запоминается надолго.

Нравственный суд завершен. Вопрос поставлен. Немалой важности вопрос — об угрозе бездуховности, о сострадании и милосердии, о том, что такое человек и что такое человечность.

Это интересно
Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы
Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».)
Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».)
Речевая характеристика героев в одном из произведений русской драматургии XX века. (М.Горький. «Дети солнца».)
Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева «Отцы и дети»
Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века
Мастерство в изображении народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века
Тема подвига в одном из произведений русской литературы
"Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?" (По повести О. Бальзака "Гобсек")
Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)

повесть, одном, детей, совестится, человечности, сострадания, старуха, матери, живых, своей, человечность, произведений, страшное, жизнь, такое, трагедия, повести, русской, милосердия, смерти, Распутин В.