Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века. (Б.Пильняк. «Красное дерево».)
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века
Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».)
Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».)
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)
Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».)
Пути духовных исканий героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Отъезд князя Андрея на войну (Анализ главы 25 из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», часть первая, том первый)
Особенности стиля одного из русских писателей XX века. (М.А.Шолохов. «Тихий Дон».)
Прием гротеска в одном из произведений русской литературы XIX века. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки».)
Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века
Статьи
Поиск
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века

Роман-эпопея — разновидность романа,

с особой полнотой охватывающая

исторический процесс в многослойном

сюжете, включающем многие человеческие

судьбы и драматические события народной жизни.

Из справочника по литературе для школьников

Ничто не может развиваться без опоры на традиции, без того, что сделано предшествующими поколениями. Русская литература XX века не составляет в этой связи исключения. Все лучшее, что было создано гениями XIX столетия, усвоено, осмыслено и новаторски развито М. Горьким, М. Булгаковым, М. Шолоховым и многими другими писателями.

Из века XIX пришли в нашу литературу темы, идеи, проблемы, жанры. В новых общественных условиях они порой наполнялись иным смыслом, но главным явилось то, что художники слова не отказались от прошлого, не “сбросили Пушкина”, а заодно и многих других с “корабля современности”.

В своем сочинении я хочу обратиться к теме “Л. Толстой и М. Шолохов” в самом, на мой взгляд, трудном ее аспекте: влиянии романа-эпопеи “Война и мир” на жанровое своеобразие “Тихого Дона”.

Как известно, произведение Л. Толстого стало уникальным в литературе XIX века по степени охвата действительности. В нем соединены быт отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий психологизм и глубина авторских размышлений. Все это и делает его романом-эпопеей.

Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом историческом этапе: “Тихий Дон” М. Шолохова.

Но что может быть общего между замыслом Л. Толстого воплотить всенародную борьбу с иноземным нашествием и “Тихим Доном”, раскрывшим кровавые конфликты гражданской, т. е. внутринациональной, войны? На мой взгляд, сходство между двумя романами заключено в стремлении их авторов показать столкновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозный социально-исторический конфликт. Отсюда такое пристальное внимание писателей к “мысли народной”. Национальный характер, душа народа — вот предмет художественного исследования М. Шолохова, продолжившего традиции Л. Толстого.

В романе “Тихий Дон” автор подробно говорит о тех духовных ценностях, которые передаются из поколения в поколение в народе, подчеркивает трудолюбие донских казаков, их связь с землей. Даже в ужасной братоубийственной войне не забывают они о том, что являются земледельцами: “Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе”. Обильно поливая потом донскую землю, люди не просто обеспечивают свою жизнь, но сливаются с природой: “Выходили на покос всем хутором сразу..., одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари”.

Но начинается война. Ее трактовка в романе чем-то близка отношению Л. Толстого к Аустерлицкому сражению. По Шолохову, если смысл битвы не ясен солдатам, она превращается в “недоброе дело”. Вспомним эпизод схватки двух отрядов: “...столкнулись на поле смерти люди..., в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары..., разъехались нравственно искалеченные”.

Но впереди народ ждало самое страшное испытание. Волна кровавого братоубийства набежала на Дон. И вновь мы видим толстовский взгляд на войну: справедливой может быть только освободительная война. Однако Шолохов уверен, что никакие кровавые схватки не уничтожат нравственные ценности, которые веками складывались в народе. Пантелей Прокофьевич не пускает к себе в дом Митьку Коршунова, убившего семью Кошевого. Эта же мысль присутствует и в народных сценах. Вспомним XXIV главу третьей книги. Большевики решают раздать беднякам имущество арестованных казаков, но “толпа покатилась к выходу, как просыпанная дробь... Кошевой шепнул Ивану Алексеевичу:

— Я говорил — не будут брать”.

Михаил лучше знает нравы гордых казаков, которые не желают брать чужое добро.

Как и в романе “Война и мир”, Шолохов в центр “Тихого Дона” помещает семью, пример человеческой общности, начало всей жизни. Но как трагически отличаются судьбы Ростовых и Мелеховых в годину тяжелых испытаний! 1812 год сплачивает героев Толстого, они вместе переживают и отъезд из Москвы, и пожар, ярким пламенем заалевший над ее небом, и гибель Пети. Гражданская война уничтожает уклад жизни Мелеховых: погибает Петр, кончает жизнь самоубийством Дарья, умирает Наталья, изменив своему материнскому предназначению. Семья становится тем сюжетно-композиционным центром, в котором отразились взгляды М. Шолохова на братоубийство.

Лучшие герои Л. Толстого напряженно ищут смысл и назначение жизни. Автор “Войны и мира” вошел в историю мировой литературы как блестящий мастер психологического анализа, позволяющего воссоздать “диалектику души”. Эту же цель преследует и наш великий земляк. Вспомним сцену похорон Аксиньи, когда Григорий увидел перед собой “черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца”. Какой выразительный художественный прием передачи внутреннего потрясения героя, потерявшего в этой войне все: мать, жену, любовь, дом!

Из книг я узнаю, что первоначальный замысел “Войны и мира” предусматривал одногеройную композицию, от которой Толстой отказался.

Шолохов, казалось бы, придерживался иной схемы: в центре романа находится образ Мелехова. Однако я не вижу здесь каких-либо противоречий. Мне кажется, что своеобразие “Тихого Дона” как романа-эпопеи в том, что главный герой и народ здесь являются равновеликими образами. Судьба Григория — это отражение судьбы народа. Поэтому ему не надо, подобно Андрею и Пьеру, искать путь к народной правде.

Величие романа М. Шолохова в том, что он, подобно бессмертному произведению Толстого, объял весь мир с его законами, конфликтами, людьми и событиями. Конечно же, различие эпох, самобытность таланта, идейные позиции определили своеобразие художественных манер. Однако я считаю, что “Тихий Дон” — это вершина романных поисков в литературе XX века. Именно это и роднит его с “Войной и миром”, произведением, вобравшим в себя все темы, проблемы, идеи бессмертной русской литературы XIX века.

Это интересно
Широта эпического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов. «Тихий Дон».)
Мастерство в изображении народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века
Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».)
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века
Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов. «Поднятая целина».)
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Пушкин. «Метель».)
Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века
Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А.Бунин. «Темные аллеи».)
Какая сила управляет всем? (Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого Война и мир)

Толстого, литературы, Шолохова, жизни, своеобразие, война, Вспомним, казаков, судьбы, традиции, литературе, может, Шолохов, Дона”, Однако, “Тихого, которые, русской, жизнь, народа, Шолохов М.А.