Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Государство и народ в романе «Петр Первый»
«Петр I»- исторический роман
Исторический роман «Петр Первый»
Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Л. Толстого «Война и мир»
Роман «Петр Первый» как произведение социалистического реализма
Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Личность и народ в романе «Война и мир»
Образ Кутузова и средства его создания в романе Л.Н.Толстого
Эпоха "серебряного века" и Осип Мандельштам
Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый»)
"Величайшие истины - самые простые". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. - Л.Н.Толстой. "Смерть Ивана Ильича".)
Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Женские образы в романе Л. Толстого «Война и мир».
Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Статьи
Поиск
Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I»

Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I»

Эпоха петровских преобразований и личность Петра I привлекли пристальное внимание Толстого еще до появления романа. Очевидно, автор находит определенные параллели и переклички того времени и периода двадцатых — тридцатых годов XX века в России.

Фигура Петра в изображении Толстого многопланова и сложна. Образ царя дан в развитии. В начале романа Петр — мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол, долговязый и угловатый. Ему приходится пережить много страшных моментов: убийства, заговоры, бегство, бунт стрельцов, казни провинившихся и непокорных. Постепенно из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный бесстрашный полководец.

Писатель изображает Петра таким, про которого Пушкин писал: “Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник”. Образ царя дан в постоянной динамике, стремительности, он рвется вперед, толкая Россию на новые пути. Овладевший четырнадцатью ремеслами, Петр меньше всего заботится о сохранении “царственного величия”. Толстой изображает его на приеме у посла и у кузнечного горна; крепящим снасти на паруснике и в сражении со шведами; в царских покоях рядом с Натальей Кирилловной и в трактире Монса. Петр действительно велик своей энергией, умом, волей.

Велик он и тогда, когда, презрев вековые устои, велит “знатность по годности считать”. Он ценит талантливых людей, дает им возможность развить свои способности, щедро награждает за талант и трудолюбие.

Но роман — не только “жизнеописание” царя Петра I. Изобразить личность великого человека невозможно вне исторического контекста. Толстой воссоздает основные политические и исторические события рубежа XVII—XVIII веков (стрелецкие бунты, Азовские походы, войну со шведами, строительство Петербурга).

Эпоха Петра не определяется только событиями российского масштаба. Толстой изображает европейских политиков и государственных деятелей; на страницах романа появляются Карл, Август, турки, поляки, шведы.

Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников: Александра Меншикова, Алексея Бровкина, Никиты Демидова, — выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов (Ромодановский, Шереметев, Репнин), которые служат царю и его прогрессивному делу.

Основной конфликт эпохи в изображении Толстого состоит в том, что Петр, стремящийся сдвинуть Россию с мертвой точки, думающий о будущем русских людей, добывает средства для реформ у тех, ради кого они совершаются. Новые налоги, притеснения вызывают стихийный народный протест, брожение и недовольство: “Третью шкуру с мужика дерут. Оброчные — плати, кормовые боярину — дай, повытошные в казну — плати, мостовые — плати, на базар выехал — плати”.

Толстой развертывает в романе широкую картину народной жизни России той эпохи. Характер, взгляды, симпатии и антипатии народа особенно ярко проявляются в “массовых сценах”. Нищие, раскольники, крестьяне, среди которых выделяются образы Цыгана, Федьки Умойся Грязью, Жело, Воробьевых, Голиковых, — таков народ в романе, многоликий, борющийся,

страдающий.

Толстой не успел завершить роман. Но с его страниц встают образы той эпохи и Петра I — преобразователя и государственного деятеля, кровно связанного со своим государством и эпохой.

Это интересно

Петра, Толстой, Толстого, романе, романа, эпохи, плати, Эпоха, изображает, России, «Петр, роман, Россию, людей, Образ, только, Личность, образы, сподвижников, изображении, Толстой А.Н.