Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «В неуверенном, зыбком полете...» и Б. Пастернака «Ночь»
Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «В неуверенном, зыбком полете...» и Б. Пастернака «Ночь»
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта"
Анализ стихотворения Рылеева «К N. N.» (Ты посетить, мой друг, желала...)
Анализ стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Ночь, улица, фонарь аптека», «Поэты», «Друзьям» Блока
Трагическое мироощущение лирического героя М. Ю. Лермонтова
Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира?
Анализ стихотворения А. Твардовского «В тот день, когда окончилась война...»
Лирика Александра Блока
Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».)
"Предчувствую Тебя..." (Любовная лирика А. А. Блока)
Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе "Герой нашего времени" и стихотворении "Дума"
Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе "Герой нашего времени" и стихотворении "Дума"
Статьи
Поиск
Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь».

Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь».

Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». Вся лирика Блока разделена на 3 книги и восемнадцать лирических циклов. «Возмездие» - один из циклов, который посвящен теме «страшного мира». Неслучайно в этот цикл вошло стихотворение «Ты в комнате один сидишь», написанное в марте тысяча девятьсот девятого года.

В этом стихотворении Блок развивает тему «страшного мира», показывая читателю роковой круговорот жизни и ее безысходность.

С первых строк автор вводит читателя в состояние одиночества и оцепенения:

Ты в комнате один сидишь.

Ты слышишь?

Я знаю: ты теперь не спишь...

Ты дышишь и не дышишь.

Жизненный путь лирического героя подходит к концу (Зачем за дверью свет погас… Я твой давно забытый час), к нему приходит «старинный друг» - смерть. Вместе с героем мы заново переживаем всю жизнь (Ты был так молод… // Ты сел на белого коня// И щеки жег осенний холод)

В последних строках стихотворения Блок предлагает задуматься читателю над смыслом жизни, спрашивая у лирического героя « Твой день был ярок?» Последние строки обрекают героя на смерть:

Я саван царственный принес

Тебе в подарок!

Как известно, саван - это одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу.

Блок использует следующие средства выразительности: эпитеты (забытый час; старинный друг; осенний холод; царственный саван), метафору (давно забытый час), риторический вопрос (твой день был ярок?), повтор (ты дышишь и не дышишь; зори, зори, зори), ассонанс (повторение гласных О, Е, А), аллитерацию ( повторение согласных Т, С, Д) – все эти средства помогает Блоку создать картину «гибельности» и «страшного суда».

На мой взгляд, о том месте, которое занимает творчество Блока в литературе XX века, лучше всего говорят слова Маяковского: «Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк - взяв какое-нибудь блоковское слово, развивают его на целые страницы, строя на нем все свое поэтическое богатство».

Это интересно

Блока, дышишь, комнате, саван, героя, забытый, «страшного, стихотворения, лирического, читателю, мира», жизни, строк, смерть, средства, повторение, царственный, холод, циклов, осенний, Блок А.А.