Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Встреча странников с Оболтом-Оболдуевым. (Анализ главы "Помещик" из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".)
Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А.Блока «Двенадцать»)
Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?
Дело не только Артамоновых
Поэма о судьбе человека и Родины (поэма С. Есенина «Анна Снегина»)
Анализ поэмы А.Блока «Соловьиный сад»
Поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни.
Анализ поэмы С.А. Есенина «Черный человек»
История первой награды
"Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством..." В.О.Ключевский. (По произведениям русской литературы. - А.А.Фет. Лирика.)
"Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством..." В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы. - К. Г. Паустовский. "
Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри»)
«И идут без имени святого» (по поэме «Двенадцать»)
Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин)
Статьи
Поиск
Анализ поэмы А.А. Блока «Двенадцать»

Анализ поэмы А.А. Блока «Двенадцать»

«Двенадцать» - вещь пронзительная,

кажется, единственно значительная

из того, что появилось в области поэзии

за революцию.

С.Н. Булгаков

Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма. Поэма написана в исключительный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.

Композиционная особенность: она построена по принципу кольца.. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие:

«- Ох, Матушка-Заступница!

- Ох, большевики загонят в гроб!..

- Предатели!

- Погибла Россия…

-Уж мы плакали, плакали…»

В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»:

«- Кто еще там? Выходи!..

- Кто в сугробе – выходи!..

- Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..»

Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга,- только он появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться почему. После первой главы пес появится в девятой:

«Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.»

Известно, что к «буржуа» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой перебили мысли...» - это дневниковая запись февраля 1918 года. Спутником буржуа Блок делает пса, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальная главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.

Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой- «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.

Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.

Это интересно

только, первой, поэмы, главе, Поэма, «Двенадцать», вьюга, буржуй, таким, голоса, который, заставляет, главы, последней, квартире, антитезой, принципу, тогда, буржуа, можно, Блок А.А.