Новости
Партнеры
Опросы
Статьи
Поиск
«Золотое слово русской литературы» (о Слове о полку Игореве)

«Золотое слово русской литературы» (о "Слове о полку Игореве")

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

Н. Заболоцкий

Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано “Слово о полку Игореве” — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?

Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает “Слово” неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.

“Слово о полку Игореве” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не “погубити Руськые земли”, враги родины — половцы “имуть радоватися и возьмуть землю нашю”, если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.

Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени “Слова о полу Игореве” ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:

О дружина моя и братья!

Лучше ведь убитым быть,

чем плененным быть:

сядем же, братья, да посмотрим хоть

на борзых коней

на синий Дон.

Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:

Хочу,— сказал,— копье преломить

на границе поля Половецкого:

с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,

либо шлемом испить из Дону.

Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.

Игорь полки поворачивает,

Ибо жаль ему милого брата Всеволода.

Билися день,

Билися другой;

На третий день к полудню пали стяги Игоревы.

Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;

Тут кровавого вина недостало;

Тут пир закончили храбрые русичи:

Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.

Никнет трава от жалости,

А дерево с горем к земле приклонилось.

“Слово о полку Игореве” было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова” обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому “Слово” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.

О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!

Игорева храброго полка не воскресить!

По нем кликнула Карна, и Желя

Поскакала по Русской земле,

Огонь мыкая в пламенном роге.

“Слово” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

Стреляй же, господин, в Кончака,

поганого раба,

за землю Русскую,

за раны Игоревы,

буйного Святославича!

Подлинный смысл призыва автора “Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной “славы”, “чести”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли:

Вы ведь своими крамолами

начали наводить поганых

на землю Русскую,

на богатство Всеслава.

Из-за усобицы ведь настало насилие

от земли Половецкой!

В патриотическом настрое “Слова” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

Это интересно

полку, землю, только, Игореве”, русской, событий, земли, создано, русских, слово, Русскую, Игорь, родине, “Слова”, “Слово”, “Слово, князей, русские, перед, князья, Древнерусская литература