Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Крестьянские типы в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Русская женщина в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Мотивы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Русская женщина в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
«Народные заступники» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена Тимофеевна Корчагина (по поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
«Люди холопского звания» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
«Люди холопского звания» (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Судьба русской крестьянки в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Типология крестьянского характера в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Судьба русской крестьянки в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Савелий - богатырь святорусский (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Ермил Гирин и Яким Нагой (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Картины русской жизни в творчестве Некрасова (По поэме "Кому на Руси жить хорошо")
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Статьи
Поиск
Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: Оболт-Оболдуев и князь Утятин.

Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Оболт-Оболдуев и князь Утятин.

Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо". В ней много балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество поразительной силы и меткости выражений. Лучшее в поэме — отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы — "Пир на весь мир", заканчивающаяся знаменитыми словами: "Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь", и бодрым возгласом: "В рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное".

Старая Русь в поэме предстает многолико. Поиск счастья в Дырявино, Неелово, Неурожайко заведомо обречен на провал, странники-правдоискатели идут по замкнутому кругу. В этом круге галерея образов. Каждый несчастен по-своему. Помещик Оболт-Оболдуев страдает искренне. Еще бы, "поля — недоработаны, посевы — недосеены, порядку нет следа!". Как жаль, что минули "времена боярские", когда "дышала грудь помещичья свободно и легко" и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостными свободно:

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню.

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Бедный помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя.

А вот князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотский спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает. Самодур пьет шампанское без меры, "красивых снох пощипывает", осмеивает своих сыновей и их жен. "Господский срок — вся жизнь раба!" Ему как сладкая музыка слова бурмистра

Вам на роду написано

Блюсти крестьянство глупое,

А нам работать, слушаться,

Молиться за господ!

Последыш умрет от очередного удара, но радость крестьян будет преждевременной, так как с его смертью "пропала ласка барская".

Истинно счастлив, между прочим, холоп князей Утятиных. Он, как "и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свободу и остался с милостивым барином. Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в проруби купает, так что ж — шаловлив барин. Зато потом водкой отогреет и целковый подарит.

Если вдуматься и соотнести поэму Некрасова с тем, что ждет российского крестьянина в будущем, то можно и поспорить с поэтом. Известно, к чему привела власть нищих и рабов, как были записаны в кулаки и уничтожены все крепкие "фермеры", а это привело к тому, что Россия вынуждена покупать хлеб за границей. Изобильные в период старой Руси базары и лавки нынче насыщены скверными продуктами, синтезированными за рубежом, крестьянства как такового практически нет. Тот же факт, что в поэме выведены жестокие самодуры, вовсе не говорит о том, что большинство помещиков и дворян были такими. Напротив, они составляли элиту российского народа. Именно дворяне вышли на Сенатскую площадь, именно они были сосланы "во глубину сибирских руд", где хранили гордое терпение.- Не пьяное мужичье, не крестьянское быдло, способное только на кровавые бунты, а "князья и графья".

Но эта точка зрения весьма спорна. Во времена Н.А. Некрасова пафос его поэмы был смелым, новаторским. Поэт хотел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив. (Это, кстати говоря, хотелось бы понять и сейчас, когда свобода слова и торговли превратилась в свободу умирать от голода.)

Поэма не была окончена. Семь мужиков-странников — символический образ России. В произведении, написанном старательно, как публицистическая статья, нашли свое выражение .многие социальные проблемы того времени. Классовые противоречия ("Помещик", "Последыш") противоречия в крестьянском сознании (народ-труженик и народ — пьяная, невежественная толпа) противоречия между духовностью народа и его невежеством (мечта автора о том, что мужик "не милорда глупого", а "Белинского и Гоголя с базара понесет", осталась мечтой:

нынешний "мужик" несет с базара Маринину и Доценко вперемешку с китайскими тряпками и самопальной водкой) противоречия между бунтарским духом и рабской покорностью (образы Савелия и Якова).

Так что эпопея народного поэта интересна традиционностью народного эпоса, фольклорными вставками, но никак не идеологией.

Это интересно

поэме, Некрасова, ОболтОболдуев, противоречия, Последыш, когда, Старая, князь, хорошо, между, свободу, помещик, Помещик, сердце, золото, счастлив, времена, свободно, российского, мужик, Некрасов Н.А.