Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Роль внутреннего монолога в создании характера героя (По одному из произведений русской литературы XIX века. - А.П.Чехов. «Дуэль».)
"Без великодушных идей человечество жить не может". Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. - Н.Г.Чернышевский. "Что делать?".)
«Импровизатор любовной песни» или «Безбожник и мерзавец»?
"Настоящий писатель - то же, что древний пророк". А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы. - А.С.Пушкин. "Пророк".)
Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века
"Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен..." И.А.Бунин. (По одному из произведений русской литературы. "Тупейный художник").
"Без идеала нет твердого направления, а нет направления - нет жизни". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. - АЛ.Платонов. )
Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А.Бунин. «Темные аллеи».)
Сравнение двух женских образов в романе Гончарова " Обломов"
Мотив любви и смерти в рассказах Бунина
Каменный гость
Каменный гость
Дон Жуан, или Каменный гость
Дон Жуан, или Каменный гость
Высшее счастье жить среди людей и быть им нужным.
Статьи
Поиск
Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы. - А.С.Пушкин. Каменный гость.)

"Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть". А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы. - А.С.Пушкин. "Каменный гость".)

В исследованиях, посвященных "Каменному гостю", на мой взгляд, неправомерно подчеркивается в качестве трагической вины Дон Гуана, приведшей его к гибели, сам факт приглашения статуи. Но в этом приглашении — лишь азарт игрока, который составляет ядро характера героя, является двигательной пружиной всех его поступков. Дон Гуан непрерывно ведет любовную игру на грани жизни и смерти, игру, в которой погибли многие, да и сам он не раз ставил на карту собственную жизнь.

Мотив смертельной опасности, близкого соседства жизни и смерти все время звучит в трагедии, вереницей проходят в ней жертвы скорее даже не Дон Гуана, а все той же игры жизни и смерти.

Давно замечено, что "Каменный гость" — пьеса "ночная", "сумеречная": в двух почти симметрично построенных частях ее время идет от вечера к ночи. И бледный свет луны (а луна в испанском фольклоре ассоциативно означает смерть) бросает на все трагический отсвет.

Бедная Инеза... Командор... Дон Карлос...

"Постой, при мертвом!" — восклицает в сцене второй Лаура.

"О Боже мой, и здесь, при этом гробе!" — как эхо вторит в сцене третьей Дона Анна.

Но все это входит в ритуал любовной игры, в ритуал жизни Дон Гуана. И все это ни разу не приводило его к великому конфликту с миром, его породившим.

Так культ наслаждения, который исповедует в трагедии не один Дон Гуан, превращается в абсурд. Наслаждение оказывается равным смерти. Однако ни одно любовное приключение не приводило (и не могло привести) Дон Гуана к гибели. Это и понятно: иначе он перестал бы быть Дон Гуаном! Его может погубить лишь великий конфликт с самим миропорядком, его породившим.

Конфликт возникает лишь тогда, когда Дон Гуан перестает чувствовать себя только "импровизатором любовной песни", и становится человеком, переродившимся под влиянием внезапно нахлынувшего и дотоле неведомого ему чувства.

Дон Гуан в своем поступке дерзок, он смело идет на прямое богохульство (недаром его все — в том числе и он сам — называют безбожником). Но это и прямой вызов миру ханжества! Того ханжества, которое заживо хоронит прелестную женщину, заставляя ее быть верной гробу.

Героем произнесены слова: "Наслаждаюсь молча глубоко мыслью быть наедине с прелестной Доной Анной",— и перед нами новый" Дон Гуан, совсем не тот "ветреный любовник", каким его знала Лаура. Его поведение, сдержанное и целомудренное, не подлаживается под обстоятельства, под характер вдовы, что "слезы с улыбкою мешает, как апрель".

Образ Доны Анны — один из самых пленительных женских образов, созданных Пушкиным. В "Моцарте и Сальери", например, женских образов нет. Жена, красотка Моцарта, Изора, подарившая "последний дар" Сальери, — это лишь знаки, определяющие мир, в котором живут герои.

Иное дело трагедия о Дон Гуане, требующая введения полнокровных, выписанных крупным планом женских образов, достойных "предметов" великого обольстителя. И знаменательно, что центральное место в трагедии заняла Дона Анна, а не Лаура — натура родственная Дон Гуану.

В короткой, стремительной и роковой истории развития ее любви она успевает быть кокетливой, беспечной, счастливой, грустной, враждебной и безумной. Их с Дон Гуаном любовь — борьба. И поскольку это борьба, она вызывает в зрителе изредка улыбку, иногда даже смех, несмотря на опасность подобной борьбы, на" гибельность их взаимоотношений.

Дон Гуан искренне поражен наивной чистотой "странной вдовы", которая может задать вопрос:

Вы узами не связаны святыми

Ни с кем... Не правда ль? Полюбив меня,

Вы предо мной и перед небом правы.

Дон Гуан

Пред вами! Боже!

Развертывающаяся затем драматургическая борьба — это не столько "поединок" между Дон Гуаном и Доной Анной, с наивным простодушием и чисто женским любопытством стремящейся узнать, в чем же заключается вина "Дон Диего", сколько противоборство в душе самого Дон Гуана.

Начав эту сцену действительно как "импровизатор любовной песни", контролирующий каждое душевное движение, каждое изменение в ситуации ("Идет к развязке дело!"), Дон Гуан отбрасывает наконец всякие ухищрения и уловки, "обдуманность и коварство".

И дело здесь, видимо, не в особой остроте ситуации, к которой якобы стремится обольститель, открывая вдове убитого им Командора свое имя. Нет, Дон Гуан не желает делиться ничем даже со смертью, он стремится к предельной прямоте и честности в отношениях с Доной Анной. Это не тот "порыв досады", который увлек Самозванца при объяснении с Мариной Мнишек в "Борисе Годунове". Перед нами человек, стремящийся разрубить все ханжеские путы, вырвать любимую им женщину из любых условностей, заставить ее отречься от чувства долга по отношению к мертвецу, в свое время купившему ее как вещь и скрывшему ее от людей.

Именно живого человеческого чувства не может простить Дон Гуану мертвый и бездушный мир. Скупой рыцарь лишь мечтал о том, чтобы сторожить после смерти свои сокровища. Командор и мертвый заявляет свои права на то, что он купил при жизни.

В любовной игре Дон Гуан не раз нес гибель другим, не раз шел навстречу гибели сам. Но вот игра окончена, возмездие все-таки пришло, причем возмездие, вызванное им самим, правда, не теперешним, а прежним Дон Гуаном. Однако теперь Дон Гуану приходится бороться не с маленьким, тщедушным человеком, а с каменным исполином! Каждый раз в "маленьких трагедиях" все аморальное и бездушное рядится в тогу, оправдывая свои действия высшими целями духовной независимости, рыцарской чести, идеалами высокого искусства и справедливости. И сейчас статуя Командора казнит "безбожного обольстителя" Дон Гуана во имя "супружеского долга", "верности", "нравственности" и "морали".

Этой прямой схватки со всем миропониманием, философией мира собственности, ханжества и лицемерия Дон Гуан выдержать не в состоянии. Он погибает как рыцарь с именем Доны Анны на устах.

Барон погиб оттого, что перестал быть человеком, теперь же "жестокий рок" мстит Дон Гуану за то, что в нем пробудился человек.

Это интересно
"Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть". А.П.Чехов. (По произведениям русской литературы. - А.А.Ахматова. Любовная лирика.)
Что лучше: кем быть или каким быть?
"Счастье и радость жизни в правде..." А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы. - А.С.Пушкин. "Капитанская дочка".)
Борьба есть условие жизни..." В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. - В.В.Липатов. "И это все о нем...".)
"Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает". В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы. - Д И.Фонвизин "Бригадир".)
"Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает". В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы. - Л.Н.Толстой. "Люцерн".)
"Счастье и радость жизни в правде..." А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы. - А.П.Чехов. "Мужики".)
Быть на Земле Человеком.
Анализ стихотворения Пушкина "Я вас любил: любовь еще, быть может …» "
Рецензия на текст Д. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен»

Гуана, жизни, смерти, Гуаном, любовной, Гуану, Лаура, борьба, который, человеком, женских, гибели, Доной, ханжества, может, образов, трагедии, время, Каменный, каким, Пушкин А.С.