Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Герои пьесы А. Чехова «Вишневый сад» как представители прошлого, настоящего и будущего
Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Сатира как творческий принцип Салтыкова-Щедрина
Социально-политические мотивы сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Сказка - ложь, да в ней намек...» (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина)
«Сказка ложь, да в ней намек!» (по сказкам М. Салтыкова-Щедрина).
Волшебная сила искусства.
Волшебная сила искусства
Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Народ и господа в сказках М. Салтыкова-Щедрина
Народ и господа в сказках М. Салтыкова-Щедрина
Тема народа в прозе Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина
Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
Сатира на человеческие пороки в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина
Статьи
Поиск
Волшебная сила смеха М.Е.Салтыкова-Щедрина

Волшебная сила смеха М.Е.Салтыкова-Щедрина

У всех на памяти знаменитая "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", заклеймившая самодовольный паразитизм господствующих сословий и воздавшая должное жизнестойкости мужика. Вместе с тем писатель тоскует по поводу того, что русский крестьянин еще "беден сознанием своей бедности", скорбит, ощущая отсутствие в массах в середине прошлого века организованной революционной энергии.

Тяжко страдал Салтыков-Щедрин от преследования цензуры, от лая литературных "шавок", наконец, от ощущения той пропасти, которая отделяла передового писателя от народа, а подчас и от демократического читателя. Свой "эзопов язык" он неоднократно называл рабьим. Но именно в передовой литературе, заключавшей в себе "принцип ответственности" и пробуждавшей в читателе "зачатки ответной совести", он видел естественное средство протеста и революционного просвещения. Вот почему он так высоко поднимал предназначение русского писателя-демократа: "Писатель не крот, который в темной норе выполняет свое провиденциальное назначение, а существо общественное и общительное, для которого полная радость наступает только тогда, когда он убеждается, что совесть его находится в соответствии с совестью ближних".

Будучи уже тяжело больным и лишенным писательской трибуны (журнал "Отечественные записки", во главе которого Салтыков-Щедрин стоял многие годы, был закрыт в середине 80-х годов XIX века), он обращался к молодому поколению: "Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень. Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего. Только недальнозорким умам эти точки кажутся беспочвенными и оторванными от действительности: в сущности же они представляют собою не отрицание прошлого и настояшего, а результат всего лучшего и человечного, завещанного первым и вырабатывающегося в последнем".

"Просветленная мысль" самого великого сатирика с надеждой и трепетом обращалась к будущему России, "вглядывалась в светящиеся точки", стремясь отгадать контуры нового социального строя, в наступление которого он свято верил.

Салтыков-Щедрин знал волшебную силу смеха и в совершенстве владел всеми его оттенками. В его произведениях чередуются тонкий юмор и здоровый, весомый фольклорный комизм, горькая ирония и огненный, пророческий, едкий сарказм. Не менее разнообразны и его жанры: сатирический очерк, фельетон, сказка, впервые появляющиеся в литературе сатирический роман и сатирический цикл очерков. Особую популярность приобрел его семейно-бытовой и социально-психологический роман "Господа Головлевы". Написал сатирик также несколько пьес, которые до сих пор с успехом идут на сценах российских театров.

Сила обобщений в образах Салтыкова-Щедрина сочеталась с их большой жизненной конкретностью и предметностью. В этом причина их живости и необычайной впечатляющей силы.

Это интересно

сатирический, СалтыковЩедрин, точки, которого, смеха, которые, светящиеся, роман, литературе, прошлого, будущего, середине, вырабатывающегося, последнем, первым, человечного, результат, всего, лучшего, настояшего, Салтыков-Щедрин М.Е.