Новости
Партнеры
Опросы
Лучшие сочинения
Единство человека и природы в поэме «Мцыри»
Стихотворение "Silentium!" (Восприятие. Истолкование. Оценка.)
Стихотворение Анчар (восприятие,истолкование, оценка)
Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Листок". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение Н.А.Некрасова "Тройка". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение В.В. Маяковского "Послушайте!". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»: восприятие, истолкование, оценка
Стихотворение В.А.Жуковского "Море". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение А.А. Фета «Поэтам», (Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение А. А. Блока "Русь". (Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение Н.А.Некрасова "В дороге". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Трагическое мироощущение лирического героя М. Ю. Лермонтова
Стихотворение И.А.Бунина "Последний шмель". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» (восприятие, истолкование, оценка)
Статьи
Поиск
Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)

И мы должны понять, что есть значок,

Который посылает нам природа...

Н. Заболоцкий

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.

Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.

Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.

В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром.

Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:

Сколько раз, ее увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:

Вот он — кедр у нашего балкона,

Надвое громами расщеплен,

Он стоит, и мертвая корона

Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.

Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.

Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:

Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звездами меня.

Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру:

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнем сжигали на лету.

А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе все тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

Таким образом, стихотворение “Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.

В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.

Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.

Однако в стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.

Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.

Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.

Это интересно

Заболоцкий, человека, дерево, природы, жизни, стихотворении, лирического, героя, только, Заболоцкого, идет”, человеку, поэзии, “Гроза, жизнь, природа, Сколько, Тютчева, приводит, между, Заболоцкий Н.А.